86 лет назад в воздух поднялся ХАИ-1

8 октября 1932 года в воздух поднялся  первый серийный пассажирский самолёт с убирающимися шасси. ХАИ-1 использовались для пассажирских и почтово-грузовых перевозок на линиях до конца 1940 года.

История создания

Иосиф Неман в 1930 году возглавил кафедру конструкций самолётов ХАИ, активно пропагандируя создание новых летательных аппаратов с высокими аэродинамическими характеристиками. При поддержке директора института П. П. Красильникова он организовал при Научно-исследовательском секторе (НИС) проектирование скоростных машин. В своих конструкциях он широко применил считавшееся тогда малоперспективным дерево. Разработка ХАИ-1 стала практическим применением предложенного Неманом бригадно-коллективном принципе работы с привлечением студентов ХАИ и инженеров НИСа.

Каждая бригада слушателей одного из курсов получала четко сформулированное задание на реально разрабатываемый объект. В процессе работы все узловые вопросы обсуждались на коллективных технических совещаниях. При этом каждый член бригады имел своё персональное задание. Результатом коллективной работы под руководством 29-летнего конструктора стало то, что 8 октября 1932 года летчик Б. Н. Кудрин поднял ХАИ-1 в воздух. Машина показала хорошую устойчивость и управляемость.

хаи 1 ретро

Схема, конструкция и технические характеристики

Схема — низкоплан с убирающимися в фюзеляж шасси. Конструкция — цельнодеревянная с оклейкой полотном на аэролаке всех без исключения поверхностей. Фюзеляж — монокок, выклеенный из шпона (0,5 мм) в пять и более слоев. Центроплан — одно целое с фюзеляжем. Двухлонжеронное крыло и оперение обшиты фанерой (1,5 и 2 мм). Шасси — в форме вилок с подкосами и баллонными колесами низкого давления, амортизации не было. Вес пустого самолёта — 1630 кг, взлетный — 2600 кг. Подъём колес осуществлялся тросовым приводом в направлении оси самолёта. Двигатель — М-22 в 480 л. с. На двигателе — кольцо Тауненда. Максимальная скорость — до 324 км/ч, в обычном крейсерском полёте — 260 км/ч. Практическая дальность полёта — 1130 км.

Интересный случай

В 1932 году на конференцию авиастроителей в Москве пригласили молодого конструктора Иосифа Немана. Вел эту конференцию сам Иосиф Виссарионович Сталин. В президиуме сидел Сталин, Ворошилов, Калинин и колоссальное количество различных военных. И Сталин по одному поднимает всех авиаконструкторов. Поднимает первого и спрашивает : «Над чем сейчас работаете?». «Я работаю над истребителем со скоростью 280 км/ч», — отвечает конструктор. Поднимает следующего. «Я работаю на истребителем со скоростью 290 км/ч»- отвечает другой. Следующий.  «Я работаю над истребителем со скоростью 295 км/ч»- говорит третий. И все это истребители. Важнейшей гонкой в которой участвовал Советский Союз в это время- это была гонка скоростей истребителей. Доходит очередь до Немана, поднимается и говорит : «Я работаю над 7-местным пассажирским самолетом со скоростью 325 км/ч».  Сталин держит паузу, поворачивается и спрашивает: «Кто это?». «Не знаю.» — отвечает Ворошилов. Сталин обращается к Калинину:»Кто это?». Так по цепочке в президиуме идет до какого-то генерала. «Это Неман из Харькова»- говорит генерал.  И так же ответ идет обратно-«это Неман из Харькова, это Неман из Харькова».   «Встаньте товарищ Неман еще раз», — говорит Сталин, — «Что Вы только что сказали?».  «Я работаю над 7-местным пассажирским самолетом со скоростью 325 км/ч» — отвечает Неман.  Сталин помолчал и говорит: «Это что же получается? В то время, как другие авиаконструкторы работают над созданием истребителя со скоростью 295 км/ч, товарищ Неман из Харькова создает пассажирский самолет со скоростью 325 км/ч.  Товарищи, идите подумайте над чем вы работаете!».  По результатам конференции было принято решение об отмене разработок самолетов ниже 320 км/ч.

ХАИ-1 — это первый самолет по скорости в Европе и первый самолет с убирающимися шасси. ХАИ-1 — это студенческая мечта, которая взлетела в небо.

NewsDay.ХАИ. Иван Кукушкин